Суббота
17.11.2018
16:18
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Ольга Кольцова. Логопед
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мастерская логопеда [4]
Коллегам [3]
Специалист специалисту [9]
Кулинарная книга [1]
Родительский клуб [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Специалист специалисту

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

(материал подготовила учитель-логопед РГС(К)ОУ «Начальная школа – детский сад №1» Минобразования Чувашии Кольцова О.Е. г. Чебоксары. 2010г.)


Работа педагогов специализированного учреждения по формированию у воспитанников правильного речевого дыхания включает составляющие:

- формирование неречевого дыхания;

- формирование речевого дыхания.

При формировании неречевого дыхания решаются следующие задачи:

1. Знакомство с органами дыхания.

2. Формирование диафрагмального типа дыхания.

3. Совершенствование функции дыхания (выработка глубокого вдоха и длительного выдоха).

При формировании речевого дыхания решаются задачи:

1. Развитие фонационного (озвученного) выдоха

2. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения слогов, слов, фраз.

5.Совершенствование речевого дыхания в процессе произнесения текста (стихи, рассказы, песни).

В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.

Специальные игры и упражнения описаны в пособиях Г.А. Волковой, В.И. Селиверстова, Е.Н. Краузе, И.А.Поваровой, Р.И.Лалаевой, С.Е.Большаковой, Н.Г. Комратовой и др. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.



ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НЕРЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.



«Бегемотик».

Цель: освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы (вдох и выдох производит через нос). Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Рифмовка для упражнений в положении сидя:
Сели бегемотики,

Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

«Качели».

Цель: Освоить приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

«Ныряльщики за жемчугом».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

«Ароматные коробочки»

Цель: формировать глубокий вдох через нос.

Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки …).

Педагог предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей. Ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.

«Бабочки»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними:

- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

«Снежинки»

Цель: формировать длительный непрерывный ротовой выдох.

Оборудование: снежинки из тонкой бумаги прикреплены ниточкой к палочке.

Ход игры: Дети длительно дуют на снежинки по сигналу «Снежинки летят!»

«Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку:
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

«Колобок»

Цель: выработать глубокий вдох и направленный выдох.

Оборудование: на картинке изображена лиса перед пустым пеньком, плоскостной колобок

Ход игры: колобок накладывается на пенек. Предлагается "спасти колобка". Ребенок делает вдох через нос и плавным выдохом через рот сдувает колобка с пенька.

«Осенние листья»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
Предварительная работа: Перед занятием педагог собирает вместе с детьми букет осенних листьев

(желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и ставит их в вазу.

Ход игры: Педагог предлагает подуть на листья:
- Красивые листья мы собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их
внимание на то, какое шуршание издают листья.

«Листопад»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень:
- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

«Снег идёт!»
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму:
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
«Вертушка»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
«Песня ветра»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".
Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Летите, птички!»
Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз):
- Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!
В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

«Кулисы»

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Оборудование: цветные перышки нанизанные на ниточки, закрепленные на рамке в виде кулис; набор мелких игрушек (сюжеты настольного театра, фотографии, сюрприз) расположенных за "Кулисами”.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть и узнать, что находится за "кулисами”.

«Горячий чай»

Цель: учить ребенка продолжительному ротовому выдоху.

Оборудование: из цветного картона вырезается чашка, пар изображается папиросной бумагой и прикрепляется к чашке с помощью пружинки.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. Если ребёнок правильно дует то "пар” отклоняется от чашки.

Показ действия сопровождается словами: "Наберу воздуха и подую на чай”.

«Костёр»

Цель: учить плавному длительному выдоху.

Оборудование: картинка или макет костра, с полосками тонкой бумаги(языки пламени).

Ход игры: ребенку предлагается раздуть огонь (раздуть угасающий костёр), вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

«Катись, карандаш!»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.
«Весёлые шарики»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: легкий пластмассовый шарик.
Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. Педагог поясняет:
- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!

Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.
«Воздушный шарик»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры: Подбросить воздушный шарик вверх и предложить ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
«Кораблики»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку:
- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.
«Уточки»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть:
- Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.
Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.
- Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!
В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей.





«Капелька»

Цель: формирование предпосылок комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Оборудование: соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги.

Педагог капает краску на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька "бежит” и оставляет за собой след.
«Пузырьки».
Цель: развитие сильного ротового выдоха, активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, трубочки для коктейля разного диаметра.
В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть: «Давай сделаем пузырьки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие пузырьки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!»

По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
Примечание: 1. Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
2. Ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы.
3. Ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

«Перышко»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
«Мыльные пузыри»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - из плотной бумаги, для коктейля, пластиковая бутылка с отрезанным дном.
Ход игры: Игра с мыльными пузырями: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предлагается ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

Примечание: Выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.

«Свистульки»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.
Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздать детям свистульки и предложить подуть в них:
- Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши - птичка, а у Вани - олень. Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Подуй в дудочку!»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.
Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах - одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.
Раздать детям дудочки и предложить поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе:
- Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки - начинаем играть!
Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.
Для игры можно использовать свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
«Музыкальный пузырёк»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: чистый стеклянный пузырёк (высотой - около 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см).
Ход игры: Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру:
- Как выдумаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк - гудит как труба.
Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в пузырьки по очереди.


ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.



«Пой со мной!»
Цель: развитие правильного речевого дыхания, пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: Педагог предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха. Песенка должна получиться длинная.

- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"

Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать. Можно устроить соревнование между детьми - побеждает тот, кто пропоет звук дольше всех на одном выдохе:

«Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.»
«Звуки вокруг нас»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Оборудование: предметные картинки – символы гласных звуков (малыш, медвежонок, самолёт, пароход или другие по выбору педагога).
Педагог предлагает детям поиграть в игру.
- В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Посмотрите на картинку и спойте нужную песенку.
Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

«Вьюга»

Цель: развитие длительного озвученного выдоха.

Оборудование: сюжетная картинка «вьюга».

Ход игры: По сигналу педагога «Вьюга началась» дети тихо гудят: «У-У-У». По сигналу «Сильная вьюга» дети гудят громко: «У-У-У». По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают громкость. По сигналу «Вьюга кончилась» дети замолкают.

Вариант: Педагог подаёт сигналы движением руки (как дирижер): движение руки вверх – усиление голоса, движение руки вниз – уменьшение силы голоса.



«Ветер»

Цель: развивать фонационный выдох, учить изменять силу голоса по сигналу.

Оборудование: 2 картинки (на одной изображено дерево, на второй наклонившееся от ветра дерево).

Ход игры: Педагог, показывая первую картинку, говорит: «Дует тихий ветерок: в-в-в(тихо)». Показывает вторую картинку: «Дует сильный ветер: В-В-В!». Предлагает детям петь как тихий ветерок и как сильный ветерок, попеременно показывая детям то одну, то другую картинку.

«Комар».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. (Проводится, если ребенок произносит звук "з").

Оборудование: предметная картинка "комар". Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

З-з-з - комар звенит.

«Жуки».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. (Проводится, если ребенок произносит"ж").

Оборудование: предметная картинка "жук".

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

«Рычалка».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.(Проводится, если ребенок произносит звук "р").

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

«Мычалка».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

«Варим кашу».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари! ("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").

Каша варится. (Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

Огонь прибавляют. (Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

«Дорожки»
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.

Оборудование: панно из ткани, натянутое на твердую основу (картон, фанера). На панно дорожки разной формы(спираль, зигзаг)сделаны из тесьмы. Съёмные картинки (с липучкой на оборотной стороне): ёж, жук, машина и др. Маленький мячик-попрыгунчик, помещающийся в ладошке.

Ход игры: Дети прокатывают мячик по дорожкам панно пальцами правой и левой руки. Движения пальцев сопровождают:
- пропеванием обозначенных гласных, согласных звуков, превращая дорожки в звуковые;

- пропеванием слогов и звукокомплексов;
- чтением стихотворения.
«Девочки поют»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных - АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.
Оборудование: картинки с изображением поющих девочек (должна быть четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И).
Ход игры: В игре участвуют 2-4 ребенка. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая девочка, какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук. После этого организовывается общая игра. Дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поет тот, на кого покажет взрослый:
- Теперь будем петь общую песенку. Петъ будет тот, на кого я покажу. Старайтесь, чтобы песенки были длинными.
Следующий этап игры: пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог ставит рядом две картинки: девочка поет [И], девочка поет [А], и предлагает угадать, какую песенку поют девочки (ИА) и спеть ее.
- Давайте споем. Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная: «И-И-И-А-А-А». А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"
Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть самыми разными.
«Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука [Ф].
Ход игры: Педагог предлагает поиграть в игру: стоя руки широко расставить в стороны (получился шар), затем произносить длительно звук [Ф], одновременно сводя руки перед собой (шарик сдувается). В конце обнять себя за плечи (шарик сдулся).
- Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике появилась дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомнить детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук [Ф]. Добирать воздух нельзя.
«Змейка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука [Ш].
Ход игры: Игра проводится на ковре. Педагог предлагает поиграть в змей:
- Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомнить детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука [Ш] добирать воздух нельзя.

«Насос»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука [С].
Ход игры: Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса. Педагог предлагает поиграть в насосы:
- Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!
Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

«Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ.
Оборудование: кукла или матрешка.
Ход игры: Педагог предлагает спеть вместе с куклой весёлую песенку.
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения дети должны произносить подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следить за тем, чтобы дети не переутомлялись.

«Весёлое путешествие»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - БИ-БИ, ТУ-ТУ.
Ход игры: Педагог предлагает подвижную игру.
- Вы любите путешествовать? Поедем на машине. Машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь превратимся в паровозики - "ТУ-ТУ!"
Показать, как едет машина - походить по комнате, крутя воображаемый руль. Изобразить паровозик - покрутить согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.
Следить, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

«Птицы разговаривают»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких звукоподражаний – «КО-КО-КО», «КУ-КУ», «КРЯ-КРЯ-КРЯ», «КУ-КА-РЕ-КУ», «ЧИК-ЧИРИК».

Оборудование: картинки с изображением птиц.
Ход игры: Педагог предлагает поиграть в птичек.
- Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. "КО-КО-КО" - говорит курочка. "КУ-КУ! КУ-КУ!" - кричит кукушка. "КРЯ-КРЯ-КРЯ!" - крякает утка. "КУ-КА-РЕ-КУ!"- заливается петушок. "ЧИК-ЧИРИК", - чирикает воробышек.
Побуждайте детей повторять за вами "разговор" птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.

«Дразнилка»

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

«Эхо».

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.

Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо: "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".

«Назови картинки»

Цель: развитие речевого дыхания.

Оборудование: 5 предметных картинок.

Педагог раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.

«Поезд».

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.
Оборудование: схемы слов - "вагончики", предметные картинки из серий: "Игрушки", "Овощи" и др.

Показывается предметная картинка и педагог произносит фразу: "Это яблоко" и выставляет два вагончика.

Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом - добавить к поезду "вагончик". Например, ребенок может сказать: "Это большое яблоко". Следующий ребенок скажет: "Это большое красное яблоко".

На каждое добавленное слово присоединяется "вагончик".

Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох.

Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы - с паузой через 3-4 слова.
Категория: Специалист специалисту | Добавил: Ольга (22.02.2011)
Просмотров: 1950
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz