Пятница
29.03.2024
16:27
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Ольга Кольцова. Логопед
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мастерская логопеда [4]
Коллегам [3]
Специалист специалисту [9]
Кулинарная книга [1]
Родительский клуб [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Специалист специалисту

Специальные педагогические подходы к формированию речи...

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.


В соответствии с Конституцией РФ, каждый, без каких-либо исключений, имеет право на образование. (ст.ст. 7, 43 Конституции РФ).

Положения Конституции РФ закреплены в Федеральном законе «Об образовании». Так, в соответствии с п.3 ст.2 указанного Закона одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Особо следует отметить, что в соответствии с п.6 ст.5 государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Именно образование ребенка с ограниченными возможностями определяет в его жизни практически все. От качества образования зависит то, каким человеком он будет. Образование определит его место в обществе.

В современном образовании остро стоит вопрос социализации детей с ОВЗ. Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Сущность процесса социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

В процесс социализации происходит усвоение индивидом:

· языка,

· социальных ценностей и опыта поведения (норм поведения),

· культуры, присущей данному обществу,

· социальных ролей и социального опыта.

Вопрос социализации красной нитью проходит через все положения «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Этот документ определяют содержание образовательного процесса для детей дошкольного возраста как формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Результатом освоения программы дошкольного образования для ребенка с ОВЗ (по новым требованиям) должны стать:

-представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

-элементарные способы взаимодействия с детьми и взрослыми;

-общепринятые нормы и правила поведения;

-способность самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности;

«Педагогика - самая диалектическая наука» - писал А.С.Макаренко.

На современном этапе развития российского общества отечественная педагогика и специальная педагогика, как её часть переживают период активного методологического обновления, поиска новых педагогических подходов. На передний план выходят вопросы обеспечения «особенным» детям пространства самореализации и условий нормального развития. Под нормальным развитием понимается движение ребенка по линии от субъекта существования к субъекту самосознания, самореализации и саморазвития.

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, для которых образование в обычных педагогических условиях и при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно.

Специальная педагогика имеет определенную систему требований, которые определяют характер организации образовательного процесса. Эта система называется принципами специального образования. Рассмотрим принципы специальной педагогики с позиции применения их в практике работы с детьми с ОВЗ.

Принцип педагогического оптимизма. «Учиться могут все дети, необучаемых детей нет». Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс. Контингент воспитанников логопедических групп очень неоднороден. Среди воспитанников есть и дети-инвалиды, и дети, имеющие несколько нарушений. И как бы ни сложна была степень нарушения педагог не должен опускать руки. Он должен верить, что может помочь ребенку и для этого приложить максимум усилий.

Принцип ранней педагогической помощи. Максимальное сокращение разрыва между моментом выявления нарушения и началом целенаправленной коррекционно-педагогической помощи. Суть принципа - обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей. Вот почему очень важно собрать наиболее полную информацию о ребенке: опросить родителей, изучить амбулаторную карту, понаблюдать за ребенком, направить ребенка на консультацию к специалистам. Были в моей практике случаи, когда у ребенка выявлялись нарушения зрения и слуха только тогда, когда он начинал посещать наш детский сад. А до этого ни родители, ни педагоги массового сада не замечали каких-либо отклонений.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Учет индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей ребёнка с целью активного управления ходом его развития. Руководствуясь этим принципом, логопед разрабатывает план индивидуальной работы с каждым ребенком на год.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Образовательный процесс должен быть построен с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития и направлен на предупреждение и коррекцию нарушений.

Практика обучения детей с ОВЗ показывает, что сначала ребенок овладевает действиями с предметами, а через них — значениями, заключенными в этих предметах. В процессе предметно-практической деятельности ребёнок формирует образы окружающих его предметов. Образы предметов объединяются в определенные системы. Лишь после формирования системы образов ребенок может овладеть системой знаков, т.е. речью.

Для обучения детей я используют метод включения их в реальную жизненную ситуацию. Кто-то скажет: «Зачем такие сложности? Можно использовать наглядное пособие!». Отвечу словами Э.В. Ильенкова: «Любое «наглядное пособие» создаёт лишь иллюзию конкретности знания, конкретности понимания. Ведь «наглядное пособие» – это готовый образ вещи, а не вещь, его создал независимо от деятельности ребёнка либо художник, либо педагог, задавший ему этот образ в словесной форме».

Я твердо уверена в том, что ребенок лучше усвоит значение слова, если ему показать сам объект действительности, а не картинку. Поэтому во 2-ой младшей группе (4-ый год жизни) в рамках темы «Человек. Части тела. Гигиена» мы с детьми купаем куклу, стираем её одежду. И в процессе этой деятельности дети усваивают намного больше знаний, чем в процессе рассматривания картинок. В средней группе (5-ый год жизни), изучая тему «Овощи», мы отправляемся с детьми в магазин, чтобы приобрести овощи, а затем приготовить из них салат. Таким образом, накапливается словарь по теме «Овощи», «Магазин», усваиваются коммуникативные навыки, правила поведения в магазине, практические навыки приготовления пищи.

Принцип социально-адаптирующей направленности образования. Основной целью специального образования служит социализация личности с отклонениями в развитии. Необходимо сформировать социальную компетентность и психологическую подготовленность к жизни в социокультурной среде, обеспечить освоение ребенком необходимых для участия в социальной жизни норм поведения, а также сформировать навыки, начиная от элементарных гигиенических, коммуникативных, бытовых и заканчивая сложными социальными, нравственно-этическими навыками.

В старшей группе (6-ой год жизни) мы с детьми изготавливаем поздравительные открытки для мам, идём на почту, приобретаем конверты, вкладываем в них открытки и отправляем мамам. Дети усваивают знания по теме «Профессии», «8 марта», «Почта», усваивают навыки оформления корреспонденции. В подготовительной к школе группе в рамках темы «День Победы», мы с детьми посещаем Парк Победы, возлагаем цветы к Вечному огню.

Принцип развития мышления, языка и коммуникативных способностей. Специальная помощь должна быть направлена на преодоление недостатков развития речи, мышления и навыков общения для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей с ОВЗ, поэтому общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения. Коллективная предметно-практическая деятельность под руководством педагога создает естественные условия для мотивированного речевого общения. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком, мыслительными операциями, навыками общения и социального взаимодействия. Включая ребенка в практическую деятельность, решаются задачи и формирования речи, и развития мышления и формирования коммуникативных способностей. Во 2-ой младшей группе в рамках темы «Чайная посуда» провожу занятие «Завариваем чай». На этом занятии решаются задачи не только по формированию словаря и грамматического строя речи, но и по ознакомлению с нормами поведения за столом, формируются коммуникативные навыки.

Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Становление личности происходит в процессе деятельности.

Практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом. Предметы, которыми оперируют дети, создают устойчивую мотивацию деятельности и являются источником недостающих знаний об окружающем их предметном мире, о назначении этих предметов и способах действий с ними.

Деятельностный подход – это познание системы не с конца, не с результата, а с начала построения системы. Если взять в качестве модели - «печенье», то для того чтобы ребенок понял, как оно сделано надо сделать точно такое же из продуктов. А не говорить: « Вот дети печенье – его сделали из муки, яиц и сахара».

В средней группе изучая тему «Продукты питания», мы печём с детьми печенье, а потом угощаем малышей, сотрудников учреждения и родителей. Ко всем положительным результатам этого занятия, как накопление знаний, практических навыков, добавляется важное достижение – формируется мотив деятельности на благо других, уважение к собственному труду, желание трудиться.

Принцип необходимости специального педагогического руководства. Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребенка с нарушениями в развитии, способен только специальный педагог, знающий об особенностях развития такого ребенка и владеющий методами коррекционной и компенсаторной помощи. Естественно, что только специальный педагог, зная закономерности и особенности развития и познавательных возможностей данного ребенка и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему, может организовать процесс учебно-познавательной деятельности и управлять этим процессом.

Таким образом, суть специального педагогического подхода заключается в том, что образовательно-воспитательный процесс должен опираться на принципы специального образования. Педагогическое искусство и современные коррекционно-образовательные технологии, любовь к ребенку, терпение и настойчивость могут творить чудеса.



Литература:

1. Закон РФ «Об образовании».

2. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

3. «Специальная педагогика» под ред. Н.М.Назаровой – М. «Academa». 2000г
Категория: Специалист специалисту | Добавил: Ольга (01.01.2011)
Просмотров: 1680
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz