Пятница
26.04.2024
04:05
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Ольга Кольцова. Логопед
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мастерская логопеда [4]
Коллегам [3]
Специалист специалисту [9]
Кулинарная книга [1]
Родительский клуб [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Специалист специалисту

Взамодействие воспитателя и логопеда.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ



На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы в образовательном учреждении (будь оно школьное или дошкольное, специальное или общеразвивающее) с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой взаимодействие всех участников образовательного процесса обеспечивает достижение целей и задач образовательной программы.

Деятельность педагогов специального учреждения изначально направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач. А также соответствовать Федеральным государственным требованиям (ФГТ), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 655 от 23 ноября 2009 г.

«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» устанавливают нормы и положения, обязательные для реализации дошкольными образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

2.3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

ФГТ определяют обязательные образовательные области: "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка".

"Физическая культура"

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

"Здоровье"

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

"Безопасность"

-формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

"Социализация"

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.



"Труд"

- развитие трудовой деятельности;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

"Музыка"

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

"Художественное творчество"

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

"Познание"

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

"Коммуникация"

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

"Чтение художественной литературы"

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

"Художественное творчество"

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Специфика работы в логопедических группах определяется имеющимися у каждого ребенка:

-речевыми недостатками;

-несформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

- характерологическими особенностями.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса воспитателя, логопеда, психолога и других педагогов, работающих с детьми. Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная "логопедизация" проводимых воспитателем (и другими педагогами) занятий и режимных моментов, с другой - насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, и с третей стороны - их всеобщая "психологизация".

Единственный путь осуществления «логопедизации» всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей группы - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ? Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:
– повышение эффективности коррекционно-образовательной работы

(обеспечение коррекции недостатков в развитии детей);

– оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей

(исключение противоречий в оказании коррекционной помощи).
– исключение дублирования воспитателем занятий логопеда

(разделение функций);

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает осуществление каждым специалистом определенных функций:
– ЛОГОПЕД формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;
– ВОСПИТАТЕЛЬ закрепляет сформированные речевые навыки.
Логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.

Совместная коррекционная работа предполагает:

- единообразие подходов логопеда и воспитателя к речевой работе с детьми;

- преемственность в требованиях к ним;

- единство в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы; - комплексность и многообразие средств развития речи и устранения её недостатков;

- использование ведущего вида (игровой деятельности)

Логопед определяет общие и частные задачи развития речи детей, намечает объём и содержание всей речевой работы. В данном случае он выступает как специалист.

Поэтому задачей логопеда группы является не только планирование собственной работы, но и оказание помощи воспитателям. Логопед определяет общие коррекционные задачи на весь учебный год и определяет содержание коррекционной работы на неделю, в соответствии с намеченной лексической темой, для этого еженедельно предоставляет задания для воспитателей по всем направлениям коррекционного воздействия.

Направления коррекционного воздействия

1. Ознакомление с окружающим.

2. Словарь.

3. Грамматический строй речи.

4. Связная речь или Фразовая речь.

5. Звуковая культура речи.

6. Пальчиковое упражнение или Речедвигательное упражнение.

А для детей старшего дошкольного возраста еще и

7. Обучение грамоте.

Все мы знаем, что в течение недели ведется работа по лексической теме. Тема определяет содержание дня, является центральной в планировании. Например: тема «Осень». На математике воспитатель может использовать для счета осенние листочки от разных пород деревьев и упражнять детей в согласовании числительных с существительными. На занятиях по ИЗО деятельности дети рисуют осенние деревья, лепят грибы и т.д. Занятие по развитию речи обязательно связано с лексической темой. Логопед консультирует воспитателей в вопросах организации занятий по разделам «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы». Поэтому логопеду и воспитателям необходимо обсудить содержание работы на неделю. Воспитатель и специалисты планируют занятия в соответствии с лексической темой, определяют коррекционные задачи для решения на каждом занятии.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ВОСПИТАТЕЛЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Развитие просодической стороны речи: работа над речевым дыханием и голосом.

3.Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

4.Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.

5.Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

8. Систематическое развитие внимания, памяти, мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

создавать ситуацию общения;

поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий;

побуждать внимательно слушать окружающих (взрослых и детей) и вслушиваться в содержание высказываний;

формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

организовывать игры на развитие всех компонентов речи;

проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;

привлекать внимание к интонационной стороне речи.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

1. Артикуляционная гимнастика с элементами дыхательной и голосовой выполняется в течение дня 3-5 раз, ежедневно.



2. Пальчиковая гимнастика выполняется 3-5 раз в день, ежедневно (в комплексе с артикуляционной).



3. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда - ежедневно

Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.



Примерное содержание (структура) вечернего занятия (Логопедический час)


Артикуляционная гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения (3 мин.).
Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).
Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук)
Игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез)
Лексико-грамматические упражнения (например: согласование числительного с существительным, употребление падежных конструкциях - «Нет чего?»)
Работа над связной речью (составление коротких рассказов, заучивание стихов.



Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня, после дневного сна. Это так называемый логопедический час. Занятия с проводятся в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же необходимо иметь материал для коррекционной работы.

Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего материала по тетради должно происходить с обязательным выделения закреплённого звука голосом - произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от малыша.

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такие игры одновременно дают и обучающий эффект. Если у ребёнка трудности с мелкой моторикой - ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью - сложить по разрезанные картинки, специальные кубики и др.


4. Фронтальные занятия по программе ДОУ (в соответствии с календарно-тематическим планом логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.

Занятия познавательного цикла, циклов «Коммуникация и «Чтение худ. литературы» обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей: накопления словаря, отработки грамматических конструкции, развития связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения. Воспитатель проводит эти занятия по развитию по особой системе с учётом лексических тем; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего занятия.

Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.



5. Коррекционная работа вне занятий. Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей под руководством педагога или самостоятельная. Осуществляется она во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые формы взаимодействия педагога с воспитанниками: специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. Для повышения эффективности работы вне занятий в нашей группе используется памятка по ежедневному планированию работы воспитателя. (см приложение).



6. Постоянный контроль за речью детей. Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребёнка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания), замкнутость, отрицательное отношение малыша к воспитателю, к обучению в целом.
Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание всех детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Воспитатель обращается к ребёнку, допустившему ошибку, и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты. А затем спрашивает: "Как лучше сказать?". И только потом просит повторить правильную фразу.
Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так:"Подумай и скажи правильно".
Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно, исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И, в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребёнком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь. В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально ("Неверно", "Неправильно", "Не так сказал"). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.
Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [P], воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной», выделяя звук [P].
Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово малыш не произнесёт и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.



7. Контроль за собственной речью. Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством ошибок, воспитатель должен сам говорить очень чётко, достаточно громко, неторопливо и правильно.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ.

1. Обсуждение итогов обследования.

2. Перспективное планирование (создание рабочей программы: темы, в пояснительной записке абзац о взаимосвязи логопеда и воспитателя - коррекционной направленности воспитательно-образовательного процесса).

3. Совместные занятия, экскурсии и целевые прогулки (проводимые логопедом и воспитателем совместно).

4. Посещение логопедом занятий воспитателя, и присутствие воспитателя на занятиях логопеда (помощь детям, знакомство с методами работы).

5.Написание характеристик.

5. Подготовка к утренникам.

6. Работа с родителями (оформление родительского уголка, подготовка и проведение родительских собраний).
Категория: Специалист специалисту | Добавил: Ольга (28.09.2011)
Просмотров: 3994
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz